(495) 782-78-49
г.Москва, просп. Рязанский д. 10, стр. 2 Схема проезда
— Мы работаем:
Пн - Пт: 09:00 - 18:00

Экономика

Moody’s снижает рейтинги, а есть ли основания?

Проанализировав отчет известной рейтинговой компании об ухудшении условий внешней операционной среды, осмелимся высказать свое мнение (AskMarket research company): аргументация исследования Moody’s показалось слабоватой. Приводятся возможные факторы изменения ситуации, но вероятность их наступления неопределенная. В подобной ситуации можно делать какие угодно выводы.

 

Основной тезис исследования – ожидаемое ухудшение внешней операционной среды приведет к снижению темпов роста кредитного портфеля и ухудшению его качества. Среди негативных факторов, которые ухудшат операционную среду – замедление экономики, возможное снижение цен на нефть. При этом прогнозы по росту ВВП примерно соответствуют прогнозам МЭРа: на 2013 год 2%, на 2014 год не более 3%. В итоге, по мнению агентства Moody’s, темп роста кредитного портфеля в перспективе 12-18 месяцев снизится до 10-15%, при этом особенно сильно снизятся темпы роста корпоративных кредитов.

 

Считаем, что эти вполне умеренные темпы роста экономики необязательно должны привести к столь радикальному замедлению роста кредитования. Не учитывается целый ряд факторов: ухудшение условий привлечения на внешних финансовых рынках должно привести к росту спроса на кредиты банковского сектора РФ; МЭР прогнозирует рост инвестиционной активности; правительством предпринят ряд мер, в том числе расходование средств суверенных фондов на крупные инвестпроекты и кредитование малого и среднего бизнеса, отказ от индексации тарифов естественных монополий, меры по снижению процентных ставок, развитие секьюритизации и рефинансирования под залог кредитов. Кстати говоря, согласно последнему прогнозу МЭРа, если по 2013 году МЭР ожидается темп роста корпоративного кредитования на уровне 14%, то в 2014 году темпы роста должны увеличиться до 16-17% (прогноз ДС – 15,8%).

 

Moody’s прогнозирует рост доли проблемной задолженности с 8 до 10%. Тоже спорное утверждение, учитывая, что с 2009 года доля проблемной задолженности снижалась с 14 до 8%. Понятное дело, что в условиях нарастания долговой нагрузки населения не все банки успею перестроить свои модели, и качество портфеля ухудшится, особенно в условиях замедления кредитования. Но для того, чтобы доля проблемной задолженности возросла по портфелю в целом до 10% негатива недостаточно.

 

Для усиления своих тезисов Moody’s приводит еще ряд аргументов:

 

1) Возможное снижение цен на нефть будет иметь негативное влияние на экономику и финансы РФ, в том числе банковское кредитование. Приводятся возможные причины: замедление европейской экономики (при этом результаты второго квартала, а также опережающие индикаторы PMI вселяют определенный оптимизм), замедление экономик развивающихся стран (при этом последние данные по Китаю показывают улучшение ситуации, девальвация валют развивающихся стран может стимулировать экономический рост в них, восстановление развитых экономик, особенно США, окажут позитивное влияние на развивающиеся экономики), сворачивание скупки гособлигаций ФРС США. Падение цен на нефть, по мнению аналитиков Moody’s, приведет к сокращению госрасходов и госинвестиций. Но не следует забывать, что при этом увеличится расходование средств суверенных фондов, есть резервы увеличения госдолга. Кроме того, что в отличие, скажем, от 2008 года гибкость курсообразования обеспечивает противодействие внешним шокам.

 

2) Moody’s ожидает, что инвестиции продолжат стагнировать, а доказательство тому - продолжающийся отток капитала, который свидетельствует о низкой уверенности инвесторов. Надо сказать, это слабый аргумент в пользу прогноза инвестиций;

 

3) Девальвация ухудшит качество кредитного портфеля (кредиты в иностранной валюте составляют 17%);

 

4) Ну и традиционный тезис - уровень концентрации кредитного портфеля на одного заемщика, а также доля кредитов связанным сторонам остаются на высоком уровне. Это и раньше было.

 

Moody’s также прогнозирует, что достаточность капитала на конец 2014 года снизится до 11,7% (на середину 2013 года 13,5%). И это еще один аргумент в пользу снижения агентством прогноза по рейтингу банковской системы РФ. При этом за эти полтора года взвешенные по риску активы вырастут всего на 15%. Это практически на уровне роста номинального ВВП – крайне консервативная оценка. Если ROE банковской системы на уровне 16%, непонятно, почему так кардинально снизится достаточность капитала. Кроме того, целый ряд банков планирует размещение субординированных долгов в соответствии с Базель 3.

 

 

 

 

Нефть подешевела на фоне ослабления напряженности вокруг сирийского конфликта

Мировые цены на нефть во вторник, 10 сентября, упали после того, как Дамаск согласился принять российское предложение о передаче химоружия в Сирии под международный контроль, свидетельствуют данные торгов.

 

Стоимость октябрьских фьючерсов на легкую нефть марки WTI упала на 2,13 доллара и составила 107,39 доллара за баррель. Цена октябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude снизилась на 2,47 доллара до 111,25 доллара за баррель.

 

В понедельник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров призвал Дамаск передать химическое оружие под международный контроль, договориться об уничтожении арсенала и присоединиться к Организации по запрещению химоружия. Вашингтон выразил интерес к предложению России.

 

Сирийский министр иностранных дел Валид Муаллем, согласившись с предложением РФ, заявил, что международный контроль над химическим оружием в Сирии должен «выбить почву из-под ног» США, которые готовят агрессию против его страны

 

 

 

ЦБ рассчитывает, что инфляция вернётся в целевой коридор к концу года

Банк России готовит предложения по изменению законодательства в сфере кредитования. По словам Эльвиры Набиуллиной, важно добиться снижения процентных ставок в системе в целом.

 

Центральный банк РФ должен в ближайшее время принять меры, которые приведут к снижению процентных ставок в целом по системе, сообщила на встрече с президентом Владимиром Путиным Эльвира Набиуллина, месяц назад возглавившая ЦБ.

 

"Мы посмотрели, как складываются, из чего формируются процентные ставки, сравнили с тем, что происходит за рубежом. У нас все-таки большая доля так называемых рисков", — сказала председатель ЦБ.

 

"Банки оценивают риски, когда дают кредиты предприятиям, в том числе с точки зрения того, будут возвращены эти деньги в банк или нет. И здесь есть вопросы опять-таки связанные с законодательством и правоприменением: как у нас работает законодательство о залоге, законодательство о банкротстве", — отметила она.

 

"Мы должны будем здесь, мне кажется, в ближайшее время принять меры, которые могут привести к тому, что банки в целом по системе будут снижать процентные ставки. Также — административные издержки", — сообщила Набиуллина.

Также Банк России готовит предложения по изменению законодательства для того, чтобы сектор беззалогового потребительского кредитования не был перегрет.

Эльвира Набиуллина отметила, что сейчас есть "определенные перекосы" в структуре кредитования, связанные с очень активным ростом беззалогового потребительского кредитования в последнее время. "Сейчас эти темпы чуть-чуть замедлились, но все-таки перекос есть.

Нельзя дальше накапливать эти риски по кредитованию населения, особенно беззалоговому, потому что граждане, может быть, не всегда даже понимают, какие большие процентные ставки им придется платить и так далее. Поэтому здесь нам как регулятору очень важно принять дополнительное решение.

Мы готовим и предложения по изменению законодательства для того, чтобы этот сектор не был перегрет", — сказала она.

 

Как ЦБ наделили полномочиями мегарегулятора

 

ЦБ с 1 сентября приступит к работе в качестве мегарегулятора, соответствующий закон подписал Путин. Центробанку передаются полномочия ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, деятельности рейтинговых агентств и по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Источник: http://ria.ru/economy/20130724/951853713.html#ixzz2a2rChb2N

 

 

 

В России с 2014 года введут социальные нормы потребления электричества

Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии в регионах и сам сообщил об этом на заседании правительства. В пределах социальной нормы потребления тарифы должны быть снижены, а за ее пределами — несколько повышены, объяснил нововведение заместитель Медведева Дмитрий Козак (курирует в правительстве жилищно-коммунальное хозяйство).

 

Потребление сверх нормы будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу, покрывающему все издержки, связанные с производством и доставкой электроэнергии до граждан, говорит председательница правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. По ее словам, расчет социальной нормы будет в первую очередь зависеть от численного состава семьи.

 

Устанавливать норму потребления для бытовых потребителей будут губернаторы, но таким образом, чтобы более 70% населения попадало в этот коридор. Остальным 30% домохозяйств придется либо задуматься об энергосбережении, либо платить по повышенной ставке. В первый год тариф за сверхнормативное потребление будет не более чем на 30% выше, чем в пределах соцнормы, обещает представитель Федеральной службы по тарифам. «Применение социальной нормы приведет к тому, что обеспеченные граждане с высоким уровнем энергопотребления, в квартирах или коттеджах которых установлены многочисленные электроприборы, будут оплачивать часть своего потребления по высокому тарифу», — рассказывает Невмержицкая.

 

Платежи для населения, расходующего электроэнергию в пределах социальной нормы, останутся на прежнем уровне или немного снизятся, а вырастут только для тех небережливых граждан, которые способны платить по рыночным ценам, рассуждает представитель Минэнерго.

 

Комплекс мер по переходу на дифференцированные тарифы для населения правительство утвердило еще в сентябре 2012 г. С 1 сентября 2013 г. пилотные проекты по внедрению дифференцированных тарифов стартуют в семи регионах России — Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях, сообщил представитель Минрегиона, в остальных регионах соцнорма вступит в силу с 1 июля 2014 г.

 

Переход к социальной норме и рост платежей от обеспеченных граждан помогут снизить цены для крупных промышленных предприятий — за счет ликвидации перекрестного субсидирования, утверждает представитель Минэнерго и Невмержицкая. В этом году перекрестное субсидирование в пользу населения Минэнерго оценивает в 232 млрд руб. По стратегии развития электросетевого комплекса в 2023 г. планируется сократить его до минимума в 50 млрд руб. в текущих ценах.

 

Но потребители считают, что проблема перекрестного субсидирования не может быть решена только за счет дифференцированного тарифа. «На наш взгляд, более существенным шагом к решению проблемы является оптимизация инвестиционных и операционных расходов сетевых компаний (80% от перекрестного субсидирования), — утверждает директор некоммерческого партнерства «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. — Но реальных действий в этом направлении мало или совсем нет, Госдума, наоборот, пытается узаконить перекрестное субсидирование на примере законопроекта о «последней миле».

 

По расчетам Минэкономразвития, стоимость электроэнергии для населения в 2013-2015 гг. останется на 17-20% ниже, чем для промышленных потребителей, к 2019-2020 гг. цены сравняются, а к 2030 г. электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже. По мере перехода к экономике с доминирующей долей среднего класса перекрестное субсидирование сойдет на нет, уверял замминистра Андрей Клепач. «Сейчас средний класс — 20-26% населения, бедных — порядка 13%, богатых — 5-7%, а все остальное большинство — это малообеспеченные. К 2025 г. половину населения будут представлять именно среднеобеспеченные слои. И в этих условиях субсидировать потребление тепла, электроэнергии, газа нет смысла», — говорил Клепач в интервью «Ведомостям».

 

Аналогичный эксперимент по внедрению соцнорм по водоснабжению начнется в 2014 г., а с 2015 г. распространится на всю страну, доложил зампред правительства Козак.

 

 

 

 

Китай не допустит темпов роста ВВП менее 7%

Власти Китая не допустят, чтобы темпы роста национальной экономики опустились ниже 7%. Об этом заявил премьер страны Ли Кэцян. Такие заявления означают, что при необходимости экономика Китая может быть поддержана новыми стимулами.

 

Ли Кэцян объявил о недопустимости темпов роста экономики Китая менее 7%
Китайские СМИ приводят комментарий Ли Кэцяна, в котором говорится, что рост менее 7% не будет допускаться, так как Китай должен достичь умеренно состоятельного общества к 2020 г.

 

На фоне этих комментариев акции китайских компаний показали самый большой рост с 11 июля. Инвесторы позитивно отреагировали на слова премьера, поскольку раньше точные границы минимальных темпов роста не назывались.

 

"Комментарий подтвердил, что приемлемый диапазон по росту экономики в этому году для правительства составляет 7-7,5%, - сказал экономист Barclays Чжан Цзянь. – Так как темпы роста экономики замедляются до уровне ниже 7,5%, правительство постепенно меняет свою политику в сторону стабилизации роста".

 

Примечательно, что ранее министр финансов Лу Цивей заявил, что темпы в 6,5% могут быть приемлемыми в будущем, и добавил, что экономика в этом году не покажет темпов роста ниже 7,5%.

 

Goldman Sachs, HSBC и Barclays в прошлом месяце сократили свои прогнозы до 7,4%, что стало бы самыми слабыми темпами с 1990 г.

 

Источник: http://www.vestifinance.ru/articles/30203